Новогодние семинары были посвящены олимпиадной математике, и эта тема
была выбрана не просто так. Наши ученики сегодня – студенты завтра, и всем
придется сдавать ЕГЭ по математике, часть С которого сопоставима с заданиями из
олимпиад. Правда, в отличии от ЕГЭ, олимпиадные задачи тренируют одно из самых
важных умений – умение логически рассуждать.
Подведем итоги трехдневной работы.
День первый
Первое и самое главное, что произошло в этот день – конечно же,
знакомство друг с другом. Но на этом события первого дня не заканчиваются.
Мы решили задачу, которая так любима многими математиками: сравнить числа
е в степени π и π в степени е. Кстати, эта задача была на одной из первых
Всероссийских олимпиад по математике в 70-х годах.
Рассмотрели метод нахождения области значения дробно-рациональной функции
путем введения параметра. Кто бы мог подумать, что задачу о нахождении области
значения функции можно свести к моим любимым параметрам!
Особенно ученикам понравилась задача, которой со мной поделилась моя
коллега Плиева Мадина: можно ли иррациональное число возвести в иррациональную
степень и получить рациональное число? И ученики, и я оценили решение этой
красивой задачи, основанное на простых и очевидных рассуждениях.
День второй
К нам присоединился Чшиев Аслан, за что ему огромное спасибо. Вести
семинар стало еще интереснее, ведь одно дело, когда тебя слушают ученики и
совсем другое — коллеги.
Мы научились сводить нетривиальные уравнения к решению несложных систем
уравнений. Ученикам этот способ пришелся по душе, особенно Гарику Арутюнову.
Познакомились с очевидным и в тоже время очень полезным утверждением:
уравнение f(x) = g(x) имеет не более одного решения, если одна функция
возрастает, а другая убывает на одном и том же промежутке. Даже применили его
при решении уравнения 2x+3x=5x, которое я
помню еще со времен своей подготовки к ЕГЭ.
Ну и, конечно же, пошли по стопам великого математика Карла Гаусса,
который в шестилетнем возрасте вывел формулу для нахождения суммы
1+2+3+...+100.
Мы пошли дальше и научились выводить формулы для нахождения сумм 12+22+32+...+n2,
13+23+33+...+n3.
День третий
К нам присоединилось четыре ученика из РФМЛИ: трое одиннадцатиклассников
и один восьмиклассник.
День в основном был посвящен теории чисел и задачам с параметрами, однако
мы не забыли и о уравнениях.
Ученикам особенно сильно понравилась задача на итерации, при решении
которой нам удалось свести уравнение f(f(f(x)) = x к f(x) = x.
Слова благодарности
Спасибо Вере Сергеевне, Инне Игнатович, Свете Макаренко за организацию
наших семинаров, ну и, конечно же, спасибо ВЦНМО за то, что он есть.
Я рад, что у нас в республике есть дети, интересующиеся математикой, ведь
как сказал Михаил Васильевич Ломоносов: «Математику уже за то любить следует,
что она ум в порядок приводит».
На этой радостной ноте мы завершаем наши новогодние семинары по
олимпиадной математике! Увидимся в новом году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий